Kaleidoscope Eyes
А давайте теперь о номинантах этого года, которые мне понравились. Начну с мультфильма о нейропсихологии и о том, как сложно быть подростком. Итак, "Головоломка".

Режиссёры: Пит Доктер, Роналдо Дель Кармен
В ролях: Эми Полер, Филлис Смит, Кейтлин Диас, Ричард Кайнд, Льюис Блэк
Фабула: Райли — обычная 11-летняя школьница, и, как у каждого из нас, ее поведение определяют пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Эмоции живут в сознании девочки и каждый день помогают ей справляться с проблемами, руководя всеми ее поступками. До поры до времени эмоции живут дружно, но вдруг оказывается, что Райли и ее родителям предстоит переезд из небольшого уютного городка в шумный и людный мегаполис. Каждая из эмоций считает, что именно она лучше прочих знает, что нужно делать в этой непростой ситуации, и в голове у девочки наступает полная неразбериха. Чтобы наладить жизнь в большом городе, освоиться в новой школе и подружиться с одноклассниками, эмоциям Райли предстоит снова научиться работать сообща.

Одиннадцать лет назад на свет появилась маленькая Райли - и вместе с ней появилась Радость. 33 секунды они пребывали в идеальном симбиозе - пока в голову девочки не "заселился" новый жилец: Печаль. Потом их стало пятеро, базовых эмоций, но, в общем-то, стараниями Радости Райли росла очень счастливым, весёлым и активным ребёнком; так продолжалось до тех пор, пока семья Райли не переехала в Сан-Франциско. Отвратительный мрачный дом - совсем не такой, о каком мечталось, задержавшиеся в дороге вещи пицца только с брокколи и позорный первый день в новой школе - тут, конечно, есть от чего взбунтоваться эмоциям! Радость, однако, делает всё, чтобы держать ситуацию под контролем, и помогает в каждой ситуации находить светлую сторону - до тех пор, пока из-за зловредной Печали не оказывается далеко за пределами "командного центра" мозга, в глубинах памяти Райли. Обнаруживается, что в отсутствие Радости (а также Печали, но она была абсолютно бесполезна и всем только мешала) остальные эмоции совершенно не способны справляться с ситуацией. И теперь героиня должна проделать долгий путь "домой" через структуры мозга, пока не стало слишком поздно.

Дальше сюжет раскрывать не буду, просто скажу, чем именно мне так понравился фильм.
Во-первых, конечно, удачно реализованным многоголосием повествований: мы одновременно наблюдаем за Райли и за тем, что происходит в её голове. Персонифицированные эмоции тут - полноправные герои. Стоит упомянуть, конечно, что все они объединяют в себе целый спектр переживаний; например, Гнев воплощает собой и лёгкое раздражение, и полноценный взрыв, собственно, гнева. Более того, в сочетании эмоции тоже дают отдельный спектр переживаний; на экране мы наблюдаем это на примере Меланхолии (или Ностальгии), когда Печаль касается радостных воспоминаний. Вот интересная табличка со всеми возможными вариантами таких "пересечений":

Замечательный ход - показать, что у других персонажей тоже есть своя полноценная "внутренняя жизнь", - у мамы (все эмоции которой - вылитая Татьяна Толстая), у папы, у "крутой девчонки" из класса Райли... Тут я настоятельно рекомендую посмотреть титры - они того стоят!

Во-вторых, фильм имеет под собой реальные научные основания. В увлекательной форме показаны не только взаимодействие эмоций, но и процессы долговременной памяти, и подсознание, и сновидения. Это всё очень интересно, но я долго распространяться не буду - просто приложу список рекомендуемого чтения о "науке фильма Inside Out".

A Conversation With the Psychologist Behind 'Inside Out'
The Science of ‘Inside Out’

В-третьих, конечно, никак не обойтись без уровня субъективного восприятия. В моём случае фильм задел, как говорится, за живое: очень ярко я его переживала, в момент смерти детского воспоминания о воображаемом друге даже всплакнула. Много мыслей и выводов из фильма, которые пока не знаю, как применить.
1. Цитируя вторую статью по ссылке,
Riley’s personality is principally defined by Joy, and this is fitting with what we know scientifically. Studies find that our identities are defined by specific emotions, which shape how we perceive the world, how we express ourselves and the responses we evoke in others.

But the real star of the film is Sadness, for “Inside Out” is a film about loss and what people gain when guided by feelings of sadness. Riley loses friends and her home in her move from Minnesota. Even more poignantly, she has entered the preteen years, which entails a loss of childhood.

Печаль вызывает раздражение весь фильм (и это довольно забавно, потому что она подозрительно, без преувеличений, похожа на меня; так, "мне слишком грустно, так что я тут полежу" - это вполне в моём духе поведение). Очень хочется, чтобы Радость её там и бросила, без неё всем было бы лучше. Однако в конце Радость понимает, что человек не может функционировать на одной эмоции, даже положительной, и "забивать" остальных вглубь, не давая им выхода, было ошибкой. Что есть переживания, которые нужно пережить, не притворяясь, что всё в порядке, - только так можно двигаться дальше.
Это ведь психотерапия как она есть, правда?
Так вот, если характер Райли определяется в основном Радостью - в основе моего лежит преимущественно Печаль, мерзкая, унылая и в подавляющем большинстве случаев бесполезная. Это неконструктивно и это надо как-то менять, но я не знаю как.
2. Очень зацепила концепция "островов", то есть основных ценностей/интересов Райли. Например, остров семьи, остров дурашливости, остров друзей, остров хоккея. Когда исчезает Радость - острова "отключаются" и становятся хрупкими, то есть Райли теряет интерес и ориентиры в жизни.
В применении к себе это неплохо объясняет отсутствие интересов и воли к жизни. Нет радости как движущей силы - нет и интереса.
... что опять приводит нас к тому, что свою многолетнюю непрекращающуюся печаль нужно как-то пережить и послать наконец нахуй; вопрос - как?

Скорее всего, "Головоломка" получит в этом году "Оскара" за лучшую анимационную полнометражку - не сказала бы, что незаслуженно. Во всяком случае, статистика говорит именно это: из четырнадцати победителей с года учреждения категории (2002) семь были созданы именно студией Pixar. Получит ли "Лучший оригинальный сценарий" - не знаю; своё мнение по поводу скажу после просмотра трёх оставшихся номинантов.
Мне непонятно, кстати, почему лента не была номинирована на "Лучший фильм": прецеденты уже были, например, "Красавица и Чудовище" (без шансов, конечно, это было в год "Молчания ягнят"), "Вверх" и "История игрушек 3" в этой категории номинировались. Впрочем, замечательный WALL-E, который лучше всех перечисленных картин, вместе взятых, - тоже не номинировался, так что изумления факт отсутствия номинации всё же не вызывает.

Ах да,
Вердикт: 9/10.
Прекрасный фильм для семейного просмотра. Будет интересен как подросткам (даже если им уже двадцать пять), так и их родителям. Но прежде всего рекомендую всем, кто переживает Печаль, - на психотерапевтическом уровне лента работает очень мощно.

@темы: Рецензия, Психология, Моя так называемая жизнь, Кино, Какая гадость эта ваша реальная жизнь, Интересное, "Оскар"