Kaleidoscope Eyes
А давайте теперь о номинантах этого года, которые мне понравились. Начну с мультфильма о нейропсихологии и о том, как сложно быть подростком. Итак, "Головоломка".

Режиссёры: Пит Доктер, Роналдо Дель Кармен
В ролях: Эми Полер, Филлис Смит, Кейтлин Диас, Ричард Кайнд, Льюис Блэк
Фабула: Райли — обычная 11-летняя школьница, и, как у каждого из нас, ее поведение определяют пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Эмоции живут в сознании девочки и каждый день помогают ей справляться с проблемами, руководя всеми ее поступками. До поры до времени эмоции живут дружно, но вдруг оказывается, что Райли и ее родителям предстоит переезд из небольшого уютного городка в шумный и людный мегаполис. Каждая из эмоций считает, что именно она лучше прочих знает, что нужно делать в этой непростой ситуации, и в голове у девочки наступает полная неразбериха. Чтобы наладить жизнь в большом городе, освоиться в новой школе и подружиться с одноклассниками, эмоциям Райли предстоит снова научиться работать сообща.

Одиннадцать лет назад на свет появилась маленькая Райли - и вместе с ней появилась Радость. 33 секунды они пребывали в идеальном симбиозе - пока в голову девочки не "заселился" новый жилец: Печаль. Потом их стало пятеро, базовых эмоций, но, в общем-то, стараниями Радости Райли росла очень счастливым, весёлым и активным ребёнком; так продолжалось до тех пор, пока семья Райли не переехала в Сан-Франциско. Отвратительный мрачный дом - совсем не такой, о каком мечталось, задержавшиеся в дороге вещи пицца только с брокколи и позорный первый день в новой школе - тут, конечно, есть от чего взбунтоваться эмоциям! Радость, однако, делает всё, чтобы держать ситуацию под контролем, и помогает в каждой ситуации находить светлую сторону - до тех пор, пока из-за зловредной Печали не оказывается далеко за пределами "командного центра" мозга, в глубинах памяти Райли. Обнаруживается, что в отсутствие Радости (а также Печали, но она была абсолютно бесполезна и всем только мешала) остальные эмоции совершенно не способны справляться с ситуацией. И теперь героиня должна проделать долгий путь "домой" через структуры мозга, пока не стало слишком поздно.

Дальше сюжет раскрывать не буду, просто скажу, чем именно мне так понравился фильм.
Во-первых, конечно, удачно реализованным многоголосием повествований: мы одновременно наблюдаем за Райли и за тем, что происходит в её голове. Персонифицированные эмоции тут - полноправные герои. Стоит упомянуть, конечно, что все они объединяют в себе целый спектр переживаний; например, Гнев воплощает собой и лёгкое раздражение, и полноценный взрыв, собственно, гнева. Более того, в сочетании эмоции тоже дают отдельный спектр переживаний; на экране мы наблюдаем это на примере Меланхолии (или Ностальгии), когда Печаль касается радостных воспоминаний. Вот интересная табличка со всеми возможными вариантами таких "пересечений":

Замечательный ход - показать, что у других персонажей тоже есть своя полноценная "внутренняя жизнь", - у мамы (все эмоции которой - вылитая Татьяна Толстая), у папы, у "крутой девчонки" из класса Райли... Тут я настоятельно рекомендую посмотреть титры - они того стоят!

Во-вторых, фильм имеет под собой реальные научные основания. В увлекательной форме показаны не только взаимодействие эмоций, но и процессы долговременной памяти, и подсознание, и сновидения. Это всё очень интересно, но я долго распространяться не буду - просто приложу список рекомендуемого чтения о "науке фильма Inside Out".

A Conversation With the Psychologist Behind 'Inside Out'
The Science of ‘Inside Out’

В-третьих, конечно, никак не обойтись без уровня субъективного восприятия. В моём случае фильм задел, как говорится, за живое: очень ярко я его переживала, в одном моменте даже всплакнула. Много мыслей и выводов из фильма, которые пока не знаю, как применить.
Дальше, конечно, спойлер на спойлере и спойлером погоняет.

Скорее всего, "Головоломка" получит в этом году "Оскара" за лучшую анимационную полнометражку - не сказала бы, что незаслуженно. Во всяком случае, статистика говорит именно это: из четырнадцати победителей с года учреждения категории (2002) семь были созданы именно студией Pixar. Получит ли "Лучший оригинальный сценарий" - не знаю; своё мнение по поводу скажу после просмотра трёх оставшихся номинантов.
Мне непонятно, кстати, почему лента не была номинирована на "Лучший фильм": прецеденты уже были, например, "Красавица и Чудовище" (без шансов, конечно, это было в год "Молчания ягнят"), "Вверх" и "История игрушек 3" в этой категории номинировались. Впрочем, замечательный WALL-E, который лучше всех перечисленных картин, вместе взятых, - тоже не номинировался, так что изумления факт отсутствия номинации всё же не вызывает.

Ах да,
Вердикт: 9/10.
Прекрасный фильм для семейного просмотра. Будет интересен как подросткам (даже если им уже двадцать пять), так и их родителям. Но прежде всего рекомендую всем, кто переживает Печаль, - на психотерапевтическом уровне лента работает очень мощно.

@темы: Рецензия, Психология, Моя так называемая жизнь, Кино, Какая гадость эта ваша реальная жизнь, Интересное, "Оскар"