Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
17:40 

Ложь, пиздёж и двенадцать номинаций: "Выживший"/The Revenant (2015)

Kaleidoscope Eyes
"Выжившего" я посмотрела ещё в четверг, и в четверг же собиралась писать рецензию, потому что мнение о нём сложилось однозначно и почти сразу после просмотра. Однако чем больше времени проходило с того момента, как я вышла из кинотеатра, тем больше одолевали сомнения. Что, если во мне играет глупый нонконформизм ради нонконформизма? В конце концов, лента Иньярриту получила больше всего номинаций на "Оскар" в этом году - целых 12; не то чтобы нонконформизм ради нонконформизма проявлялся во мне прежде - но не могут же миллионы мух кинодеятели ошибаться столь уверенно и столь последовательно? Что, если моё отношение к ленте продиктовано нелюбовью к жанру "фильмов о выживании"? Что, если мои критерии оценки в корне неверны?
Но я здесь, и я пишу. В конце концов, это всего лишь субъективная рецензия, с которой никто не обязан соглашаться.

Режиссёр: Алехандро Гонсалес Иньярриту
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Том Харди, Донал Глисон, Уилл Поултер, Форрест Гудлак
Фабула: Охотник Хью Гласс серьезно ранен на неизведанных просторах американского Дикого Запада. Товарищ Хью по отряду покорителей новых земель Джон Фицжеральд предательски оставляет его умирать в одиночестве. Теперь у Гласса осталось только одно оружие — его сила воли. Он готов бросить вызов первобытной природе, суровой зиме и враждебным племенам индейцев, только чтобы выжить и отомстить Фицжеральду.

Итак, очевидно, что фильм "Выживший" мне не понравился. Дело не в плохой режиссуре: режиссура действительно крепкая, и садистски скрупулёзный подход Иньярриту к работе над этой лентой вызывает симпатию. Дело не в плохой актёрской игре: актёрская игра сносная, а игра Леонардо ДиКаприо так и вовсе замечательна. Боли его героя, ярости, страху, отчаянию - веришь без всяких "но". Тут, впрочем, ничего нового: с возрастом Лео стал по-настоящему хорошим актёром по системе Станиславского; все, думаю, помнят историю о том, как при работе над "Джанго" он до крови разбил руку - и не вышел из образа. Я очень уважаю такую самоотверженность в искусстве.
Нападение медведицы - действительно жуткое зрелище, и мне пришлось делать над собой усилие, чтобы не отвернуться и не закрыть глаза. Индейцы племени арикара тоже внушают неподдельный ужас, пусть и стреляют, как имперские штурмовики. Чувство опасности на каждом шагу вообще передано великолепно, в том числе работой звукарей: в самых напряжённых моментах звенит в ушах, и не сразу понимаешь, что это не тебе страшно - это удачно подобран звук.
Фильм вообще отлично прошёлся по многим моим фобиям и болевым точкам: медведи, антисанитария, грязные небритые мужики...
Нет, с технической точки зрения всё чисто. Подвёл, как всегда в подобных случаях, сценарий.

Ещё в момент просмотра не оставляло странное чувство, что всё драматизировано, романтизировано и вообще не очень-то соответствует реальности. Получасовая проверка фактов (все же помнят, что я Эксперт по Гуглу?) подтвердила подозрения.

Начнём с того, что "Выживший" - не выдуманная история: человек по имени Хью Гласс существовал в реальности, он действительно выжил после нападения гризли и, брошенный умирать, долгие шесть недель ползком передвигался к цивилизации. Невероятная история мужества и воли к жизни, фактически готовый сценарий; "Выживший" (русский перевод названия по доброй традиции локализаторов не передаёт нюансов: Revenant - это призрак, прежде всего, призрак, вернувшийся к жизни, чтобы принести возмездие) - не первая попытка перенести её в художественное произведение: Глассу посвящён ряд книг и фильмов, в том числе роман Желязны "Дикие земли".
Проблемы с соответствием реальности начинаются сразу после выхода из основной канвы повествования.
1. В фильме: Хью Гласс идёт в лес и подвергается нападению гризли. Он убивает медведицу самостоятельно, но получает серьёзные ранения, в том числе перелом ноги, рваную рану горла и глубокие раны на спине, обнажающие рёбра. Дальнейшая транспортировка по отвесному склону рискует обречь на смерть всю экспедицию, и её руководитель Эндрю Генри принимает решение оставить с Глассом троих добровольцев, чтобы те остались с раненым до конца и достойно его похоронили. Вызываются трое: сын-подросток Гласса и его жены - индианки из племени пауни - Хоук, желторотый юнец Бриджер и опытный траппер Фицджеральд. По поведению Фицжеральда мы сразу понимаем, что перед нами предатель. Так и выходит: через несколько дней, опасаясь нападения индейцев арикара (в фильме их упорно называют "ри" - это сокращение, возможно), пытается закончить мучения Гласса. Его прерывает Хоук, за что и оказывается убитым на глазах беспомощного отца. После этого Фицжеральд обманом убеждает Бриджера оставить умирающего и уйти вслед за остальными членами экспедиции.
В реальности: начнём с того, что у Гласса не было никакого сына. Дело не только в том, что не удалось найти никаких документальных подтверждений его существования: Хоука не могло существовать просто исходя из хронологии. Смотрите сами: в 1816-м году Гласса похитили пираты, и два года он был одним из них. В 1818-м Гласс сбежал, был захвачен индейцами пауни и несколько лет жил с ними; возможно, в этот период он женился на индианке. В 1821-м Гласс отправился вместе с несколькими представителями племени в Сент-Луис, а в 1823-м присоединился к экспедиции к истокам реки Миссури генерала Уильяма Эшли. В мае экспедиция была атакована индейцами племени арикара, что вынудило её членов поменять курс - к реке Йеллоустоун. На Гласса напала медведица гризли, которую он убивает с помощью товарищей по экспедиции Фицджеральда и Бриджера, но получает серьёзные ранения. Понимая, что Глассу не выжить, Эшли принимает решение двигаться дальше, оставив двоих добровольцев, чтобы они остались с умирающим до конца и достойно похоронили. Вызываются Фицджеральд и Бриджер. Вскоре те сбегают и, нагнав экспедицию, утверждают, что Гласс умер и был похоронен, а сами они чудом избежали смерти при внезапном нападении арикара.
Ещё раз. В 1818-м Гласс присоединяется к пауни. В 1823-м начинается экспедиция. Либо индейцы детсадовского возраста выглядят как подростки - либо одно из двух.

2. В фильме: после череды событий Гласс натыкается на индейца из пауни, племя которого убили сиу. Индеец оказывается не простым, а волшебным: он не только делится с героем сырым мясом, но и лечит начавшие гнить раны на его спине, посыпая их какими-то волшебными индейскими травками. Впрочем, поскольку индеец не настоящий персонаж, а инструмент-двигатель сюжета, ему полагается вскоре умереть с помощью падения рояля из кустов. Так и выходит.
В реальности: Глассу и правда помогли индейцы - во множественном числе. Они снабдили его продовольствием и пришили к спине медвежью шкуру, чтобы защитить обнажённые раны. С гниением ран он справился сам, подсадив на спину опарышей, чтобы те съели мёртвую плоть. Серьёзно, how brutal is that?

3. В фильме: Генри сразу вправляет перелом Гласса. Возможно, поэтому он вскоре перестаёт ползать и идёт, опираясь на палку, а потом и скачет на лошади. К концу фильма герой довольно бодро ходит на обеих ногах и не показывает признаков боли и страданий.
В реальности: Гласс вправил себе перелом сам. Большую часть пути - это, напомню, больше трёхсот километров - он проделал ползком. Ну серьёзно, незафиксированный перелом? Лечится сам по себе меньше чем за шесть недель? В тред призывается медик, на мой непрофессиональный взгляд это представляется чем-то из разряда фантастики.

4. В фильме: суровая зима причиняет герою страдания. Когда умирает (украденная им у плахих-плахих французов) лощадь, он вспарывает ей брюхо, достаёт внутренности и спит в ещё тёплой шкуре. К утру шкура смерзается, и Гласс с трудом вылезает из неё.
В реальности: дело было летом.

5. В фильме: Гласс живёт желанием отомстить за убийство сына. Он прощает Бриджера, потому что Фицджеральд убедил того сбежать обманом. Фицджеральда он не щадит - фильм заканчивается сценой расправы.
В реальности: смотри пункт первый - касательно сына. Гласс действительно нашёл своих обидчиков, но Бриджера пощадил по причине его молодости (на мой скромный взгляд, благородно с его стороны), а Фицджеральда (успевшего записаться в армию) - потому, что за убийство солдата полагалось наказание.


В сухом остатке: сценаристы приписали герою выдуманную слюнявую мотивацию (как будто желание выжить недостаточно мотивирует), добавили в сюжет затёртый троп "волшебного индейца" (в 2015-м году стыдно за такое должно быть) и сделали из Гласса какого-то Росомаху с нечеловеческой регенерацией.
Конечно, можно сказать, что я придираюсь, и вообще фильм "вдохновлён реальными событиями" (inspired by true events), что не обязывает его строго следовать правде жизни. Можно. Но мне лично хотелось бы увидеть настоящую историю настоящего Хью Гласса - она куда интереснее.

Главная интрига, конечно: дадут ли Лео долгожданного "Оскара"? У меня отношение двоякое. С одной стороны - take it with a grain of salt, впереди просмотр "Трамбо" - "Оскара" он, конечно, заслуживает. Игра хорошая, чистая, эмоциональная, но без кривляний и переигрывания. С другой - хочется, чтобы ДиКаприо получил статуэтку за по-настоящему хороший фильм, каких немало в его карьере есть и, уверена, будет. Может быть, потерпишь ещё годик, Лео?..

Вердикт: 5/10.

Рекомендуемое чтение о Хью Глассе:
Статья в Википедии
Hugh Glass: The Truth Behind the Revenant Legend
Hugh Glass, the True Story of “The Revenant”

@темы: Кино, Какая гадость эта ваша реальная жизнь, "Оскар", Рецензия

URL
Комментарии
2016-01-18 в 17:59 

Чира Бедокур
Ад - это другие люди. Хотя нет. Ад - это я сама. (с)
Спасибо, отличная рецензия, а главное -- подробная и вдумчивая. Фильмец как-нибудь посмотрю. Я равнодушна к Лео, а вот тему суровых зим и выживания вопреки всему очень даже люблю!

2016-01-18 в 18:08 

Kaleidoscope Eyes
Чира Бедокур,
Спасибо, отличная рецензия, а главное -- подробная и вдумчивая.
Чистосердечное спасибище, я традиционно считаю себя плохим писакой и ещё худшим обозревакой. Не оставляет чувство, что придираюсь. Но мне правда сложно не придираться к таким зияющим дырам в основанной на реальном событии истории!
Фильмец как-нибудь посмотрю.
Вспомнила что-то, что мне одногруппник описывал "Выжившего" как "прикольный фильмец". Я довольно быстро поняла, что это не совсем точное описание.:laugh:
Я равнодушна к Лео, а вот тему суровых зим и выживания вопреки всему очень даже люблю!
А я вот наоборот: Лео (последних лет десяти-пятнадцати, когда он стал не таким смазливым) симпатизирую, а с фильмами про выживание всё сложно. Мало того что я очень физически, до тошноты, это всё переживаю - так ещё и "суровая зима" для меня начинается где-то с минус пяти градусов. Чисто с технической стороны перед создателями могу снять шляпу: местами реально в кресло вдавливало от избытка ощущений.

URL
2016-01-18 в 18:17 

Чира Бедокур
Ад - это другие люди. Хотя нет. Ад - это я сама. (с)
Не оставляет чувство, что придираюсь.
Да вот ты знаешь, чересчур толерантных обозревак хватает. И тех, кому просто угодить уже одной красивой картинкой. А ты как раз подходишь ко всему с обоснованной и конструктивной критикой.
Лео (последних лет десяти-пятнадцати, когда он стал не таким смазливым) симпатизирую
У меня с Лео не сложилось. Что в "МоНачале", что в "Джанго" — как-то не впечатлил. Но на вкус и цвет...

2016-01-18 в 19:08 

Kaleidoscope Eyes
Чира Бедокур,
Да вот ты знаешь, чересчур толерантных обозревак хватает. И тех, кому просто угодить уже одной красивой картинкой. А ты как раз подходишь ко всему с обоснованной и конструктивной критикой.
Мне теперь стрёмно писать на остальные фильмы рецензии: там у меня ничего особо конструктивного не наклёвывается.:laugh:
Мне в этом помогает прирождённое занудство; "Выживший" - ещё один из фильмов, по которым у меня оценки на КП с "друзьями по интересам" категорически не совпадают, уже вижу.
У меня с Лео не сложилось. Что в "МоНачале", что в "Джанго" — как-то не впечатлил. Но на вкус и цвет...
Так конечно, чего спорить о вкусах. Мне вот тоже многие актёры "признанные" не по нраву - тот же Шон Пенн (брр) и Дженнифер Лоуренс. "Начало" мне вообще не понравилось, если честно, - но я вообще Нолана не люблю, слишком пафосный он для меня. В "Джанго", наоборот, Кальвин Кэнди очень понравился; он, конечно, карикатурно сыгран - но так и должно быть, он карикатурный злодей, глупый, напыщенный и невежественный. Большая сценарная находка Тарантино (но это опять же имхо, мне вообще Тарантино нравится. Почти весь. "Восьмёрка" не понравилась).

Кстати, что не так со статистикой на этом сайте? Она мне показывает 0 посетителей, что не может быть правдой никак.:upset:

URL
2016-01-19 в 13:51 

Чира Бедокур
Ад - это другие люди. Хотя нет. Ад - это я сама. (с)
Мне теперь стрёмно писать на остальные фильмы рецензии: там у меня ничего особо конструктивного не наклёвывается.
Ну тогда просто про впечатления напиши:)
"Начало" мне вообще не понравилось, если честно, - но я вообще Нолана не люблю, слишком пафосный он для меня.
Сестра!:friend:
Я-то думала, я одна такая. То ли вокруг меня слошь поклонники Нолана, писающие кипятком и от "Начала", и от "Интерстеллара". Для меня он даже не то что слишком пафосный, скорее, формалист. Любитель наукообразности и громоздких сюжетных конструкций, которые особой глубины в себе не несут. Имха, конечно.

2016-01-19 в 18:43 

Выживший… Всем смертям назло… Ну и слава богу! «Мишка, Лео и Лошадка»

Неоправданно длинный и очень скучный фильм. Не смотря на всю драматичность описываемых событий — главному герою не сопереживаешь. «Театр одного актера» — очень сложный жанр с точки зрения режиссуры. А вот режиссер в этом фильме не справился. Справились положительные персонажи, справились отрицательные персонажи, справились мастера по спецэффектам, а вот режиссер — нет. И не драма и не остросюжетный фильм (и не триллер и не приключения). Заурядное скучное кино. Фильм уступает и фильму «Изгой» с Том Хэнксом, и фильму «Жизнь Пи» Энга Ли и даже стандартному триллеру «Схватка» с Лиамом Нисоном. И уж тем более фильм не тянет на «Оскар». Ну шутить над фильмом будут долго. Этакое «В мире животных». Как Мишка Лео топтал. А злой Лео порвал Лошадку. И только Ёжик остался в Тумане и безмолвно за всем этим наблюдал да и уснул. Жены не тащите мужей на этот фильм. А если уж затащили, то не мешайте им как следует выспаться.

2 из 10

URL
2016-01-21 в 14:07 

Kaleidoscope Eyes
Чира Бедокур,
Вот, написала на "Омерзительную восьмёрку". Ещё за сегодня нужно что-то о "Головоломке" и "Шпионском мосте" написать, потому что завтра пойду с мамой в кино на "Джой".:laugh: О ней тоже обязательно нужно что-то написать, номинант на главную женскую роль же (хотя я особых надежд не возлагаю, не нравится мне ни режиссёр, ни главная актриса). И вообще, пора уже документальную программу начать отсматривать потихоньку, иначе тупо не успею.
Сестра!:friend: Я-то думала, я одна такая. То ли вокруг меня слошь поклонники Нолана, писающие кипятком и от "Начала", и от "Интерстеллара". Для меня он даже не то что слишком пафосный, скорее, формалист. Любитель наукообразности и громоздких сюжетных конструкций, которые особой глубины в себе не несут. Имха, конечно.
О да! На пафос и наукообразность люди вообще легко покупаются, а тот же "Интерстеллар" с точки зрения науки вообще пиздец какой мрак. Если сподвигну себя его пересмотреть - надо об этом написать обязательно. От центральной концепции "попасть в чёрную дыру и не разложиться там на мельчайшие частицы" я вообще лоб себе отбила.
Вообще мои требования к реалистичности не встречают поддержки в народе - вчера вот обсуждала со знакомым, которому фильм пришёлся по нраву (и "Восьмёрка" тоже), - на все мои аргументы ответом было "ну это же всего лишь основанный на событиях, так что ниипёт".

Гость,
Ура, не мне одной не понравилось! Годное сравнение с "Ёжиком". Хотя именно на режиссёра не возлагала бы полноту ответственности за результат - там всё же в сценарии проблема.

URL
   

Every day the same dream

главная